MyGitara



»  » » » Ф. Таррега - Глава II - Юность - Портрет Антонио-де-Торреса

Ф. Таррега - Глава II - Юность - Портрет Антонио-де-Торреса

автор: Guitar - 23 декабря 2009 - просмотров: 6273 - комментарии (0)    
  • 0

В январе 1931 года, возвращаясь с женой из артистического турне по Южной Америке, мы решили сойти с корабля в Альмерии, чтобы познакомиться с этим андалузским городом и, заодно, осмотреть дом, где 13 июня 1817 года родился знаменитый мастер гитары дон Антонио-де-Торрес.

Мы ориентировались по данным на этикетках на обратной стороне некоторых его инструментов, на которых местом жительства мастера указывалась улица Реаль № 80 Каньяды-де-Сан-Урбано. Мы отправились в этот квартал Альмерии в поисках знакомых или потомков артиста, и здесь нам представилась сентиментальная сцена, которая заслуживает того, чтобы о ней рассказать.

В доме, адрес которого был указан на этикетках, на нижнем этаже находилась продуктовая лавка. На мой вопрос там ответили, что единственная оставшаяся в живых дочь знаменитого гитарного мастера Матильда живет недалеко от этого места вместе со своими детьми и внуками. Нас проводили до его дома. Сеньоры не было дома. Ее пошли искать и всем говорили, что ее хотят видеть какие-то приезжие из Барселоны.

Через некоторое время появилась раздраженная от ожидания сеньора преклонных лет, которая, увидев нас, воскликнула с видимым разочарованием: “Ах, опять это не Теодоро!” Потом я узнал, что о самоубийстве Теодора, первенца Торреса, в 1894 году в Барселоне, никогда не говорили его сестре Матильде, которая его обожала, из опасения, что такое сообщение нанесет ей огромную боль. Она все время ждала, когда ей говорили, что приехали незнакомые люди, что приехал ее брат.

Отправившись от волнения, Матильда захотела показать нам дом, где родился и жил ее отец до 1856 года, где он женился, затем отслужил в армии и снова соединился с супругой. Профессию краснодеревщика он освоил в Бере, затем переехал в Гранаду, на улицу Пласуэла № 8, где мастер Хосе Перна обучил его искусству изготовления гитар. Затем он уехал в Севилью, где овдовев, женился во второй раз и оставался там до 1870 года, пока окончательно не обосновался в Альмерии.

Исключительный документальный интерес представляет письмо, любезно предоставленное нам каноником-архивариусом Каньяде-де-Сан-Урбано, доном Франсиско Родригесом. Оно было подписано доном Хуано Мартинесом Сирьентом, имеющим бенефиций от собора в Кордове, приходском священнике “Ла Каньяда” в период с 1887 по 1895 год, близкого друга Торреса. Вот это письмо:

Кордова, 29 января 1931 года
Г-ну д.Франсиско Родригесу Торресу
Альмерия


Дорогой друг! Я получил твое письмо. В том, о чем ты меня просишь, я тебе охотно помогу, хотя я всего лишь старый священник. Твое полное энтузиазма и нежности письмо будит во мне ностальгию по восьми годам, проведенным на месте моего первого назначения.

Я очень любил моего дорогого друга гитарного мастера дона Антонио Торреса и могу рассказать несколько эпизодов его жизни. Он был очень спокойным и не поверхностным человеком, говорил медленно, а пронзительный взгляд свидетельствовал о незаурядном уме. Он был поэтом. То, что он читал нам в узком кругу, вызывало восхищение. Он был хорошим музыкантом и композитором, сочинял для гитары, своего любимого инструмента, им самим же построенного. Очень часто он звал меня на помощь, чтобы согнуть обозы и трубы, основания, бордюры и гриф, очень тонкую работу, которую он один не мог выполнить, т.к. боялся; и при выполнении работы всегда закрывал дверь на ключ, чтобы его не видел никто даже из членов семьи. Иногда я спрашивал - в чем секрет звука его гитар и он отвечал, что дело только в крышке, т.к. только качество древесины на крышке, обработка и форма составляют секрет звука.

Однажды, в день Богоматери, для большей торжественности праздника и чтения мессы, я пригласил дона Эмилио Хименеса, дона Серафина Абаза (для игры на фисгармонии), моего племянника дона Мигеля Сирвента (для проповеди и т.к. он был большим другом знаменитого П. Гарсона, находившегося в Альмерии с целью обучения священников); этот человек почтил нас своим присутствием. На время обеда я пригласил дона Антонио Торреса (т.к. дон Антонио был известной личностью) и за обедом разговор зашел о гитаре.
Дон П. Гарсон, жертва предрассудков своего времени, сказал ему: “Дон Антонио, Вы не должны уйти, не оставив потомкам секрет своих гитар”. Дон Антонио, глядя с улыбкой на нас, ответил: “Падре, мне очень жаль, что такой человек как Вы стали жертвой, как и все другие профаны; свидетелем секрета много раз был Хуанито - так он называл меня, и я не могу завещать его потомкам, так как он уйдет в могилу вместе со мной. И это потому, что он заключается в осязании мякоти большого и указательного пальцев, которые подсказывают уму мастера, хорошо или нет обработана крышка, и как с ней следует обращаться для получения лучшего звучания инструмента”. Все остались в убеждении, что артистический гений не передается, даже если этого захочет артист, и даже самым любимым ближайшим родственникам. Это дар неба.

От первого брака у дона Антонио была дочь. После переезда в Севилью он женился во второй раз, свидетелем на свадьбе был знаменитый концертный исполнитель дон Хулиан Аркас. От этого брака у него было четверо детей: Теодоро, Антонио, Матильда и Анна. Торрес посвятил себя изготовлению гитар по совету сеньора Аркаса. Наряду с изготовлением обычных гитар для продажи он со всем старанием изготовил гитару с широкими ободьями и нижней частью из кипариса, грифом из кедра, диапазоном из черного дерева, крышкой из священной ели, с простым орнаментом и резонатором. Он назвал гитару “Львицей”. Эту гитару Аркас назвал лучшей концертной гитарой. Потом мастер сделал гитару из картона, поразительной звучности. Эту гитару, как и ранее описанную, он не захотел продавать.

Позже Торрес изготовил выставочную гитару с секретной кобылкой для струн; настоящее, ранее не виданное произведение искусства и прекрасно сделанный футляр, достойный содержать в себе это настоящее сокровище.

Во время его пребывания в “Ла Каньяде” у него в доме бывали самые известные испанские артисты: сеньоры Аркас, Дон Хулиан, Дон Мануэль, Дон Эстаниславо, Таррега, Пако Лусена, секстет струнных инструментов Валенсии и др., которые, хотя и не были концертными исполнителями, являлись энтузиастами и почитателями нашего несравненного, любимого и незабвенного друга Дона Антонио Торреса. Ему заказывали гитары из Южной Америки, с севера Франции и т.д. Для гитар Торрес использовал дерево от очень старинной мебели.

Надеюсь, что я удовлетворил ваше любопытство и, если что-то осталось не рассказанным, просите меня об этом и я удовольствием пойду Вам в этом навстречу.

Твой друг и товарищ
Хуан Мартинес Сирвенс


К этому письму, самому по себе достаточно красноречивому, добавим, что Торрес был новатором в своем искусстве, как любой человек, неравнодушный к своей профессии. Он превзошел своих соотечественников, покончив со старыми формами, создал гитару нового типа, характеризующуюся новыми очертаниями, несколько расплывчатыми с боков, прочностью конструкции и качеством тембра; все это давало гитаристу необходимые условия для хорошего исполнения и наиболее мощного звука.

Созданное Торресом лекало для гитары обычного типа было скопировано и принято всеми современными изготовители гитар, испанцами и иностранцами. Хотя резонаторная трубка, которую он и его ученики иногда применяли, в настоящее время не используется, но используется механическая дека, которую он принял первым. Повсюду пытались подражать его мозаичной резьбе вокруг отверстия и по краю; даже пытались разбирать его гитары, чтобы понять тайну звука и тембра, которые невозможно было спутать ни с какими другими, подделывали этикетки на инструментах, которые Торрес никогда не изготовлял. Однако не кажется невероятным, что где-нибудь в мире не объявится какая-нибудь настоящая гитара, не фигурирующая в каталоге его произведений, поскольку он работал плодотворно.

Несомненно, что честному творчеству Торреса, его науке и его искусству в настоящее время благоприятствуют такие преимущества, которые дереву придает время, это преимущество всегда будет у его инструментов по сравнению с инструментами более поздних мастеров.

Однажды Торрес, чтобы наглядно продемонстрировать, что самым важным фактором при изготовлении гитары является гармоническая крышка, изготовил специальный инструмент с картонной резонансной коробкой за исключением крышки, которая, как и на других инструментах была из ели. Закончив работу, он выставил ее на обозрение самых понимающих и требовательных экспертов; инструмент вызвал удивление, его тезис был доказан.

Этот мастер умер в очень преклонном возрасте в Альмерии 20 ноября 1892 года...




Другие статьи по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.


Copyright © mygitara.ru

Копирование материала с сайта только с разрешения администрации и наличии прямой обратной ссылки на сайт www.mygitara.ru