MyGitara

Статьи для гитаристов

Данный раздел предназначен как для начинающих гитаристов, кто только начал осваивать классическую гитару, так и для более опытных гитаристов.

Здесь представлены статьи об устройстве гитары, аппликатуре, о струнах для гитары, о том как купить гитару хорошего качества и т.д.

»  » » Струны для гитары

Струны для гитары

автор: Guitar - 3 июля 2009 - просмотров: 13592 - комментарии (0)    
  • 0

Струны для гитары

Объясняет Ю.Н.Кузнецов - Российский гитарист и преподаватель www.guitaries.com


Звуковые качества самого лучшего инструмента поблекнут, если на нем будут натянуты посредственные струны. Чтобы быть способными давать точную настройку, струны должны быть доброкачественными и иметь хорошо выверенное сечение. Если на протяжении струны ее сечение неодинаково, струна будет фальшивить, то есть на ней невозможно будет извлекать точные звуки, несмотря на правильное расположение металлических порожков.

Струны расположены на гитаре в зависимости от высоты соответствующего звучанию каждой из них тона. Различие звучания струн проистекает из разного числа их колебаний в секунду. В свою очередь, число колебаний в единицу времени зависит от веса, толщины, длины и натяжения струны.

в настоящее время многие виднейшие западные гитаристы играют на инструментах испанских мастеров И. Флета и X. Рамиреса. В нашей стране известны гитарные мастера В. Климов, Ф. Савицкий, И. Кривонос, Ф. Акопов, А. Комиссаров и др.



Как три басовых, так и три верхних струны имеют различные сечения. В каждой группе наиболее тонкая струна будет звучать выше, а наиболее толстая — ниже остальных струн. Изменяя длину струны, мы изменяем высоту ее звучания. Если мы прижмем струну на половине ее длины, то есть уменьшим ее длину в два раза, то получим звук на октаву выше. Прижимая струну на каком-либо из ладов, мы изменяем длину ее колеблющейся части и, вследствие этого, высоту ее звучания. При равных прочих условиях, чем короче струна, тем выше ее звучание. Длина колеблющейся части струны регулируется ладами.

Чтобы определить место каждой струны, в зависимости от ее звучания, выделяют группу трех верхних струн и группу трех басовых струн. В каждой группе струны размещаются в порядке возрастающей толщины, начиная от самой тонкой; таким образом определяются общий порядок и соответствующие ему названия струн: первая, вторая, третья, четвертая, пятая и шестая.
Способ крепления струн к подставке демонстрирует рис. 4. Другой конец струны пропускается в отверстие валика колка и завязывается узлом; затем, слегка натягивая струну правой рукой, вращают левой валик колка, накручивая на него струну. С увеличением натяжения струна повышает звук. Однако, изменяя натяжение, надо следить за тем, чтобы не перейти предел прочности струны и не довести ее до обрыва.

Струны чувствительны к атмосферным изменениям — жара и сырость портят их. Кроме того, звуковые качества струн ухудшаются от контакта с потными пальцами, поэтому время от времени необходимо протирать струны замшевой или иной мягкой тряпочкой.
В XVI в. виуэла имела шесть парных струн, а народная гитара — четыре. В прошлом некоторые инструменталисты пользовались также гитарами и виуэлами с иным количеством струн.

Хуан Бермудо в "Книге о музыкальных инструментах" рассказывает о существовавших уже тогда гитаре с пятью и виуэле с семью струнами.
В XVIII в. на гитаре была прибавлена шестая струна. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую назвал "бисзекс" (дважды шесть). В 1788 году в Париже аббат Морлане изобрел семиструнную гитару.
В 1789 году Обер де Труа сконструировал гитару с двумя грифами и двумя специальными аккордами струн. Венский мастер Штауфер является создателем восьмиструнной гитары.

Русский гитарист Лебедев пользовался десятиструнным инструментом, а испанские музыканты Тобозо и Хименес Манхон, проживавшие в Южной Америке, играли на одиннадцатиструнных гитарах. Мунчс и Шарпантье создали гитару, названную ими многострунной — она имела двадцать струн, распределенных над тремя грифами. В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится гитара, на которой натянуто 32 струны (мастер дон Рафаэль Валлехо, 1789).

Однако ни один из этих инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару: каждый эксперимент порождал больше неудобств, чем преимуществ. Наполеон Кост пользовался гитарой с седьмой струной, настроенной в ре, — но этот звук можно иметь и на шестиструнной гитаре, настроив шестую струну на один тон ниже. При этом сохраняется возможность брать все промежуточные звуки между шестой (ре) и пятой (у7я) струнами. Уже Ф. Сор неоднократно использовал этот способ перестройки. Поскольку на шести струнах можно получить те же звуки, что и на семи, предпочтительно отказаться от седьмой струны, так как она усложняет инструмент и технику игры на нем.

Можно было бы, в крайнем случае, согласиться с применением седьмой струны, настроенной в си (как это делал Базилио), что дает возможность исполнять до и до-диез, ре и ре-диез на первых четырех ладах. Но в этом случае заметно возрастают трудности для обеих рук — и все лишь ради того, чтобы немного расширить диапазон и получить несколько дополнительных низких басовых звуков. Можно ведь исполнить эти звуки и октавой выше — это не нарушит гармонию и позволит избежать трудностей, возникающих от прибавления дополнительной струны и не компенсируемых получаемыми от такого добавления преимуществами.

Джульяни, написавший большое количество произведений для ансамбля гитары с другими инструментами, создал шестиструнную терц-гитару, настроенную на терцию выше обычной гитары, и сочинил для нее несколько концертов с сопровождением фортепиано и оркестра. Таррега ввел в употребление гитару, транспонированную на кварту ниже, с тем чтобы играть дуэтом с обычной шестиструнной гитарой.
Шесть струн этой новой гитары как бы соответствовали шестой, пятой, четвертой, третьей и второй струнам обычной, плюс седьмая, настроенными соответственно си, ми, ля, ре, фа-диез, си.
Этот инструмент облегчал исполнение некоторых произведений, требовавших длительного звучания басовых нот. Однако на нем нельзя было исполнять вариации в высоких регистрах.
Кроме того, для облегчения гитаристам чтения при игре нот приходилось транспонировать партию этого инструмента на кварту выше.

Были случаи, когда рядом с грифом натягивали добавочную струну, не прижимаемую левой рукой, — на ней можно было извлекать только один звук открытой струны. Чтобы остановить колебание этой струны после ее защипывания, приходилось прибегать к вмешательству правой руки, а это далеко не всегда было возможно сделать во время исполнения пьесы на основном ряде струн. В результате часто возникали неприятные диссонансы.

Если говорить о новациях, то, как мы полагаем, интересный результат можно получить от ансамбля из трех гитар различного типа. Первая гитара должна быть меньше обычной и с более короткими струнами, настраиваемыми на кварту выше — то есть ля, ре, соль, до, ми, ля; вторая — обычная гитара; третья — несколько больше обычной, настраиваемая на кварту ниже: си, ми, ля, ре, фа-диез, си.

Если шестую струну третьей гитары настроить на тон ниже, то получим ля контроктавы (такой опыт проделал Альфред Коттен в Париже около 1900 года).
Однако тому, кто желает постигнуть вершины гитарного искусства, нет необходимости прибегать к добавочным струнам: сумев овладеть искусством игры на современной шестиструнной гитаре, он полностью оценит ее простоту и получит удовлетворение, которое сторицей окупит его труды.




Другие статьи по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.


Copyright © mygitara.ru

Копирование материала с сайта только с разрешения администрации и наличии прямой обратной ссылки на сайт www.mygitara.ru