MyGitara



Статьи для гитаристов

Данный раздел предназначен как для начинающих гитаристов, кто только начал осваивать классическую гитару, так и для более опытных гитаристов.

Здесь представлены статьи об устройстве гитары, аппликатуре, о струнах для гитары, о том как купить гитару хорошего качества и т.д.

»  » » Извлечение звука

Извлечение звука

автор: Guitar - 6 июля 2009 - просмотров: 14152 - комментарии (0)    
  • 80

Звук, производимый колебанием струны, включает в себя основной тон и ряд сопутствующих ему более высоких призвуков, которые называются вспомогательными гармоническими звуками (обертонами).
Сопровождая основной тон, они влияют на его качество, придают ему тот характер, который отличает звучание различных инструментов.
Эта характерность звучания и называется тембром.

В зависимости от природы тела, которым защипывают струну, а также от места и направления щипка каждая струна способна иметь различные тембры звучания.
Так, пальцы могут защипывать струну ногтем или без применения ногтя.

С помощью того и другого способа можно получить различное звучание одной и той же струны на одном и том же инструменте.
Оба эти способа дают звуки различного тембра в зависимости от того, в каком месте произведен щипок — посредине или в другой точке струны.

Сила щипка и его направление — перпендикулярно или наклонно, вниз или вверх — также влияют на тембр звука.

Применение ногтя для защипывания струны производится по способу, указанному Агуадо в его Школе: "Сначала защипывают струну мякотью пальца, той ее частью, которая обращена в сторону большого пальца; палец несколько более вытянут и менее согнут, чем при игре мякотью; затем на струну скользит ноготь".

Ноготь, будучи твердым, может давать более яркие оттенки тембра струны.
Теряя в мягкости, глубине и слитности, звучание одновременно выигрывает в блеске, силе и контрастах. При ногтевом способе происходит как бы расслоение тембра, звучание более склонно выражать не глубокие чувства, а, скорее, мимолетные настроения артиста.

Полученный таким образом звук более приближается к гнусавости лютни или спинета (небольшой клавесин) чем к чистому звуку арфы. Однако в отдельных случаях для стилизации и создания характерности ноготь незаменим. Например, нет иной возможности придать фламенко всю его характерность, кроме как с участием ногтя, сообщающего силу басам, легкость арпеджио и пронзительную резкость расгеадо.

Расгеадо — красочный штрих, исполняемый обычно ударом одного или нескольких пальцев правой руки в направлении от нижней струны к верхней или наоборот (в просторечии – «бой»).


Напротив, мякоть кончика пальца в силу своей гибкости способна к созданию более однородного тембра.
Все, что звучание теряет в блеске, силе и контрастах, восполняется его мягкостью, пространственной широтой.

Тембр при этом способе звукоизвлечения скорее объединяется, чем расслаивается; звучание менее служит поверхностному проявлению настроения и более — выражению эмоциональных ощущений, основанных на внутренней сосредоточенности.
Получаемый таким способом звук обычно приближается к звуку арфы или клавишных с их мягкими молоточками.
Это звук одухотворенный.

Классики, Сор и Таррега, стремясь к наиболее глубокой передаче содержания произведения и одновременно к облагораживанию звучания инструмента, добивались от защипываемой струны квинтэссенции звука.


Поскольку струна повинуется ногтю мгновенно, при таком способе звукоизвлечения пальцы правой руки получают желаемый результат с минимумом усилий.
Это приводит к уменьшению усилий и левой руки, что, в свою очередь, облегчает ускорение темпа, смену позиций, исполнение аккордов, баррэ.

Таким способом легче достигнуть как ловкости движений обеих рук, так и чистоты и точности звуков.
Мякоть пальца — более мягкое и широкое тело, чем ноготь, — требует больших усилий при защипывании струны; этому соответствует и увеличение напряженности левой руки.

Следовательно, баррэ, гаммы, легато, растяжение пальцев и некоторые виртуозные пассажи будут выполняться таким способом с большими затруднениями.

Рассматривая звук как средство, а не как цель, гитарист в каждом конкретном случае должен использовать тот способ звукоизвлечения, который наиболее соответствует его взглядам, целям и возможностям.
Это надо хорошо продумывать заранее, чтобы в дальнейшем избегать досадной необходимости исправлений.

В течение некоторого времени начинающий должен изучать различия, которые характерны для каждого из указанных способов игры. Упражняясь и прослушивая игру других, он сможет определить, какими качествами обладают оба способа.
Если у него появится желание временно принять один из них, то лучше сначала остановиться на безногтевом способе, при котором ощущается большее сопротивление струны.

Качество звука является очень важным элементом художественного творчества инструменталиста.


1
Если у гитариста хрупкие ногти, то он вынужден избрать безногтевой способ.

2
Гитара — инструмент, сравнительно слабо звучащий. Поэтому подавляющее большинство современных гитаристов (особенно концертантов, выступающих в больших залах) пользуется ногтевым способом звукоизвлечения.
Придавая своим ногтям определенную форму, гитаристы добиваются сильного и одновременно мягкого звучания. Длина ногтей индивидуальна и зависит, в частности, от их прочности.




Другие статьи по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.


Copyright © mygitara.ru

Копирование материала с сайта только с разрешения администрации и наличии прямой обратной ссылки на сайт www.mygitara.ru