Статьи для гитаристов
Данный раздел предназначен как для начинающих гитаристов, кто только начал осваивать классическую гитару, так и для более опытных гитаристов.
Здесь представлены статьи об устройстве гитары, аппликатуре, о струнах для гитары, о том как купить гитару хорошего качества и т.д.
Извлечение звука
Сопровождая основной тон, они влияют на его качество, придают ему тот характер, который отличает звучание различных инструментов.
Эта характерность звучания и называется тембром.
В зависимости от природы тела, которым защипывают струну, а также от места и направления щипка каждая струна способна иметь различные тембры звучания.
Так, пальцы могут защипывать струну ногтем или без применения ногтя.
С помощью того и другого способа можно получить различное звучание одной и той же струны на одном и том же инструменте.
Оба эти способа дают звуки различного тембра в зависимости от того, в каком месте произведен щипок — посредине или в другой точке струны.
Сила щипка и его направление — перпендикулярно или наклонно, вниз или вверх — также влияют на тембр звука.
Применение ногтя для защипывания струны производится по способу, указанному Агуадо в его Школе: "Сначала защипывают струну мякотью пальца, той ее частью, которая обращена в сторону большого пальца; палец несколько более вытянут и менее согнут, чем при игре мякотью; затем на струну скользит ноготь".
Ноготь, будучи твердым, может давать более яркие оттенки тембра струны.
Теряя в мягкости, глубине и слитности, звучание одновременно выигрывает в блеске, силе и контрастах. При ногтевом способе происходит как бы расслоение тембра, звучание более склонно выражать не глубокие чувства, а, скорее, мимолетные настроения артиста.
Полученный таким образом звук более приближается к гнусавости лютни или спинета (небольшой клавесин) чем к чистому звуку арфы. Однако в отдельных случаях для стилизации и создания характерности ноготь незаменим. Например, нет иной возможности придать фламенко всю его характерность, кроме как с участием ногтя, сообщающего силу басам, легкость арпеджио и пронзительную резкость расгеадо.
Напротив, мякоть кончика пальца в силу своей гибкости способна к созданию более однородного тембра.
Все, что звучание теряет в блеске, силе и контрастах, восполняется его мягкостью, пространственной широтой.
Тембр при этом способе звукоизвлечения скорее объединяется, чем расслаивается; звучание менее служит поверхностному проявлению настроения и более — выражению эмоциональных ощущений, основанных на внутренней сосредоточенности.
Получаемый таким способом звук обычно приближается к звуку арфы или клавишных с их мягкими молоточками.
Это звук одухотворенный.
Классики, Сор и Таррега, стремясь к наиболее глубокой передаче содержания произведения и одновременно к облагораживанию звучания инструмента, добивались от защипываемой струны квинтэссенции звука.
Поскольку струна повинуется ногтю мгновенно, при таком способе звукоизвлечения пальцы правой руки получают желаемый результат с минимумом усилий.
Это приводит к уменьшению усилий и левой руки, что, в свою очередь, облегчает ускорение темпа, смену позиций, исполнение аккордов, баррэ.
Таким способом легче достигнуть как ловкости движений обеих рук, так и чистоты и точности звуков.
Мякоть пальца — более мягкое и широкое тело, чем ноготь, — требует больших усилий при защипывании струны; этому соответствует и увеличение напряженности левой руки.
Следовательно, баррэ, гаммы, легато, растяжение пальцев и некоторые виртуозные пассажи будут выполняться таким способом с большими затруднениями.
Рассматривая звук как средство, а не как цель, гитарист в каждом конкретном случае должен использовать тот способ звукоизвлечения, который наиболее соответствует его взглядам, целям и возможностям.
Это надо хорошо продумывать заранее, чтобы в дальнейшем избегать досадной необходимости исправлений.
В течение некоторого времени начинающий должен изучать различия, которые характерны для каждого из указанных способов игры. Упражняясь и прослушивая игру других, он сможет определить, какими качествами обладают оба способа.
Если у него появится желание временно принять один из них, то лучше сначала остановиться на безногтевом способе, при котором ощущается большее сопротивление струны.
Качество звука является очень важным элементом художественного творчества инструменталиста.
1
Если у гитариста хрупкие ногти, то он вынужден избрать безногтевой способ.
2
Гитара — инструмент, сравнительно слабо звучащий. Поэтому подавляющее большинство современных гитаристов (особенно концертантов, выступающих в больших залах) пользуется ногтевым способом звукоизвлечения.
Придавая своим ногтям определенную форму, гитаристы добиваются сильного и одновременно мягкого звучания. Длина ногтей индивидуальна и зависит, в частности, от их прочности.