Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн
Данный раздел является самоучителем игры на гитаре и предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.
Данный раздел предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.
Уроки гитары - Тональность; Упражнения - Урок 14
Давайте немного более подробно остановимся на данном моменте.
Музыкальные звуки, образующие какую-либо мелодию, находятся в определённой взаимосвязи.
Возьмём для примера русскую народную песню: "Ты пойди, моя коровушка, домой", которую Вы разучивали в прошлом Уроке 13.
Как Вы думаете, какой звук в данной песне является самым главным и устойчивым?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос, попробуйте сыграть данное произведение и прервитесь в любом месте.
Логично ли звучит исполненный Вами отрывок?
Ощущение законченности, завершённости будет связано только с окончанием мелодии на звуке ЛЯ.
Звук, являющийся в пределах целого произведения или его частей наиболее устойчивым, называется ТОНИКОЙ.
Это может быть одна из семи основных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Или, нота, изменённая знаком альтерации - "диезом" или "бемолем".
Например: ДО ДИЕЗ, РЕ БЕМОЛЬ, и так далее.
Попробуйте найти тоники в выученных в прошлом уроке произведениях.
Все звуки мелодии в большей или меньшей степени подчиняются тонике и зависят от неё.
Система организации звуков вокруг тоники называется ладом (это не тот лад, который находится на грифе гитары... не путать!!!!), буквально это означает порядок, согласие, стройность.
В профессиональной музыке используются два основных лада - МАЖОР и МИНОР.
Эти понятия Вам уже встречались в названии некоторых аккордов для гитары, когда мы рассматривали Урок 10.
Чтобы лучше понять разницу между ними, сыграйте песню "Ты пойди, моя коровушка, домой" в двух представленных ниже вариантах:
1-й вариант
gp -
midi -
2-й вариант
gp -
midi -
Столь ощутимая разница вызвана тем, что минорная мелодия преобразована в мажорную.
Такое контрастное сопоставление позволяет почувствовать характер минора и мажора.
Мажор (главный) - звучит строго, приятно и торжественно, гармонично, бодро, весело...
В теоретических дисциплинах (не путать с буквенно-цифровыми обозначениями аккордов) обозначается буквосочетанием "dur." (от лат. durus, буквально - твёрдый).
Минор (второстепенный) - звучит строго, приятно и грустно, меланхолично.
В теоретических дисциплинах заменяется словом "moll" (от лат. molle, буквально - мягкий).
Так вот... мажорный или минорный лад, имеющий конкретную высоту, определяемую положением его тоники, называется ТОНАЛЬНОСТЬЮ.
Например, если тоника - ДО, а лад - мажорный, то тональность (или аккорд) будет иметь название - ДО МАЖОР.
Если тоника - нота МИ БЕМОЛЬ, а лад минорный, то тональность (или аккорд) будет называться - МИ БЕМОЛЬ МИНОР.
И так далее.
Песня "Ты пойди, моя коровушка, домой" написана в тональности ЛЯ МИНОР.
К слову, большинство хитов в мире написано в минорной тональности.
Если расположить все звуки какой-либо тональности последовательно вверх или вниз - от тоники до её повторения, то получится ГАММА данной тональности.
Мажорная и минорная гаммы представляют собой последовательность чередующихся определённым образом тонов и полутонов.
Несколько упражнений для указательного и среднего пальцев правой руки.
В Уроке 10 мы с Вам тренировали арпеджио на некоторых аккордах, и подробно рассматривали правила смены позиции левой руки.
Если Вы их забыли, советую вернуться назад и повторить этот момент.
Как и в уроке 10 при отработки аккордовых цепочек с приёмом арпеджио, в данном упражнении пальцы левой руки должны перейти из одной позиции в другую, не заглушая звука и не нарушая метроритма.
Чтобы добиться этого, необходимо предварительно поупражняться пальцами левой руки без участия правой.
Надо соблюдать аппликатуру и перемещать пальцы единым движением.
Необходимо их повторять до тех пор, пока Вы не сможете производить смену положения левой руки быстро и уверенно, не глядя на неё.
Во время исполнения этого упражнения предплечье и кисть правой руки могут находиться сверху на обечайке.
Отработав смену позиции левой руки, переходим на согласованность работы левой и правой рук.
Правая рука работает только пальцами i - m.
Первая позиция сохраняется на протяжении первых девяти тактов, вторая — на протяжении следующих девяти тактов; затем — возвращение к первой позиции.
Необходимо заранее предусматривать движения пальцев и затрачивать минимум усилий. Поскольку метроритм является одной из первооснов музыки, следует постоянно заботиться о сокращении и упрощении движений пальцев, с тем чтобы они смогли исполнять любую последовательность звуков в необходимом темпе.
Располагая пальцы на возможно близком расстоянии от тех струн, которые должны быть прижаты, мы сокращаем дистанцию, проходимую пальцами, и избегаем таким образом лишних движений руки.
Оставляя как можно дольше пальцы на струнах за счет более ранней постановки их на соответствующие лады и продолжения нажима после извлечения звука, мы упрощаем и сводим к одному несколько движений, которые могли бы затруднить исполнение.
Правая рука.
Сложность достижения уверенного касания струн (туше) и правильного соотношения звучностей связана с неравенством пальцев, а также различием в толщине и натяжении струн.
Правильный переход с одной струны на другую — основа ровного и плавного исполнения мелодии.
Кисть правой руки должна следовать за пальцами.
Исполняя данное упражнение, старайтесь, чтобы переход на другие струны (такты 6—27) не нарушал уверенности звукоизвлечения.
Поработайте данное упражнение используя АПОЯНДО и ТИРАНДО.
Будьте внимательны при работе на шестой струне.
midi -
Выучите это упражнение на память; повторяйте его в медленном темпе, соблюдая метроритм и контролируя действия пальцев правой руки.
Следующее упражнение предназначено для отработки движения в обратном направлении.
Левая рука.
Необходимо сначала поупражняться в смене положения левой руки, обращая внимание на правильную постановку пальцев у самого порожка со стороны более высокого лада.
Переход в другую позицию должен производиться единым движением.
Правая рука.
Исполняя данное упражнение, следуйте указаниям относительно движений правой руки, изложенным выше.
При переходе на другую струну (такты 6—27) старайтесь сохранить уверенное звукоизвлечение.
midi -
Очень важно отработать все эти упражнения... старайтесь не пропускать их из-за кажущейся простоты...
И, напоследок, потренируйтесь исполняя следующее арпеджио:
Оно более сложное, поскольку здесь используется дополнительно безымянный палец - a.
При отработке данной последовательности аккордов соблюдайте указанную аппликатуру.
В конце данной пьесе на нотном стане Вы ведите вертикальное двоеточие возле толстой вертикальной линии - это знак повтора.
Он означает, что данный отрезок необходимо сыграть ДВА раза