MyGitara

Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн

Данный раздел является самоучителем игры на гитаре и предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Данный раздел предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

»  » » Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22

Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22

автор: Guitar - 26 декабря 2009 - просмотров: 26140 - комментарии (0)    
  • 0

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки является сила звучания инструмента - динамика.
Динамика в свою очередь зависит от силы звукоизвлечения пальцами правой руки.
Гитара по силе звучания не может соперничать, например, с фортепиано или оркестром, но в своих звуковых пределах она может достаточно ясно передавать любую динамику музыкального произведения.

При этом следует учитывать качество изготовления инструмента и его индивидуальную особенность громкости звучания.
На слабозвучной гитаре (серийного производства), чтобы избежать форсированного, дребезжащего звучания на форте, силу звукоизвлечения следует несколько умерить.
Само собой разумеется, что наиболее сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием её кончиком пальца, слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки.

Сокр. обозн.Полное обозн.ПроизношениеЗначение
Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22ppianoпианотихо
Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22mpMezzo pianoмеццо-пианоне очень тихо
Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22pppianissimoпианиссимоочень тихо
Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22fforteфортегромко
Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22mfMezzo forteмеццо-фортене очень громко
Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22fffortissimoфортиссимоочень громко
cresc. <</td>crescendoкрещендоусиливая
dim. >diminuendoдиминуендоослабляя
morendoморендозамирая
sfsforzandoсфорцандовнезапное ударение на каком-либо звуке или аккорде.


Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p.
Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp.
У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.
Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер.
Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.
У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения громкости

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo), или декрещендо (decrescendo) — постепенное ослабление.
В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.).

Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки".
Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () — ослабление.

Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22



«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке.
Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (русск. поко — немного), poco a poco (русск. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (русск. субито — внезапно) и т. п.

Дополнительные музыкальные термины, связанные с динамикой

al nienteбуквально «до ничего», до тишины
calando«понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
crescendoусиливая
decrescendo или diminuendoпонижая громкость
perdendo или perdendosiтеряo — немного
poco a pocoмало-помалу, постепенно
sotto voceвполголоса
subitoвнезапно


Резкие изменения громкости

Сфорцандо (итал. sforzando) или сфорцато (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz.
Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорцандо (итал. rinforzando) и обозначается rinf., rf или rfz.

Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Упражнение на отработку динамических оттенков при игре на гитаре

Ниже представлено небольшое и несложное упражнение на развитие сразу нескольких основных моментов при работе правой руки в момент игры на гитаре:
  • Отработка динамических оттенков - от самого слабого уровня громкости до самого сильного
  • Отработка двойного апояндо
  • Контроль расслабленного состояния правой руки - плеча, кисти, пальцев
  • Ритмическое и непрерывное исполнение упражнения для наработки чусвтва ритма.
  • Контроль большого пальца при звукоизвлечении - следить за тем, чтобы не наблюдалось большой амплитуды в суставе большого пальца; чтобы кисть не "подпрыгивала" при звукоизвлечении.
Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22


При отработке данного упражнения очень полезно следить за правой рукой в зеркало. Это помогает отследить ошибки и "проблемные места" сразу.
Левая рука может удерживать гитару возле грифа.

Упражнение можно разнообразить за счет:
- включения пятой и четвертой струн для большого пальца
- Отработки упражнения как на апояндо, так и на тирандо


На последок, Вашему вниманию предлагается одно из "концертных" произведений, которое можно играть перед публикой.

Andantino (Андантино) - прелюдия Матео Каркасси

Вашему вниманию предлагается одна из прелюдий Матео Каркасси, которую изучают во всех музыкальных школах в обязательном порядке.
Данная прелюдия, как и все остальные впрочем, является очень хорошим средством для отработки техники игры на гитаре.
Внимательно разберите ноты, аппликатуру и начинайте играть с небольшого темпа. Следите за ритмом.

В данном произведении используется прием двойного апояндо.

Динамические оттенки в музыке; Andantino - Урок 22


Медленное исполнение:

carcassi_mateo_andantino_2.mid [2,27 Kb] (cкачиваний: 354)
carcassi_mateo_andantino_2.mp3 [981,61 Kb] (cкачиваний: 290)


Более быстрое исполнение:

carcassi_-mateo-andantino.mid [2,27 Kb] (cкачиваний: 231)
carcassi_-mateo-andantino.mp3 [581,67 Kb] (cкачиваний: 230)

Andantino - Mateo Carcassi





Другие статьи по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.


Copyright © mygitara.ru

Копирование материала с сайта только с разрешения администрации и наличии прямой обратной ссылки на сайт www.mygitara.ru