MyGitara



Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн

Данный раздел является самоучителем игры на гитаре и предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Данный раздел предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

»  » » Уроки гитары - Введение

Уроки гитары - Введение

автор: Guitar - 30 июня 2009 - просмотров: 23353 - комментарии (0)    
  • 100

Каким бы простым ни был музыкальный инструмент, посредством своего звучания он способен донести до нас дух великого артиста и даже более того — дух целого поколения, эпохи.
Гитара, в силу своего старинного происхождения, двух своих аспектов — народного и профессионального, своего влияния на развитие инструментальной музыки, а также в силу того, что она вобрала в себя гениальный дух изумительных мастеров, несомненно, заслуживает не меньшего уважения, чем инструменты самого высокого артистического класса.

Действительно, никакой другой инструмент не обладает столькими возможностями при исключительной простоте средств.
Уже само колебание открытой струны приятно для слуха. Скользя по шести струнам, палец производит как бы слегка светящийся звуковой "пучок". Можно получить самые разные эффекты, играя одним пальцем на одной струне; к примеру, легким касанием струны извлекают прозрачные флажолеты.

С помощью самых минимальных усилий на гитаре можно добиться ярчайшей окраски.
Говорят, что гитара сочетает в себе звучность арфы, выразительность смычковых инструментов и полифонические возможности клавира.
Если это так, то тем более сложной должна быть подлинно художественная игра на ней, — что, в свою очередь, увеличивает заслуги хорошего гитариста.

С одной стороны, исполнение на гитаре имеет физический аспект — он по существу одинаков для всех инструментов; но с другой, оно обладает особым, присущим только гитаре сложнейшим психологическим аспектом, и наслоения технических элементов только усугубляют эту сложность.

Эволюция музыки неотделима от непрерывного прогресса исполнительской техники: у каждой эпохи свой уровень возможностей исполнения.
При этом новые методы могут как сохранять, так и разрушать те, что существовали прежде. Вот и в истории развития нашего инструмента каждый новый этап обогащал технику новыми находками, расширявшими возможности игры на нем.

Каждый выдающийся мастер каждой эпохи оставил в этом процессе следы своего таланта, а уже время позаботилось о том, чтобы отобрать из общей массы находок те приемы, которым наиболее присуще совершенство.

...Известно, что основы искусства игры на четырех- и пятиструнной гитаре заложили испанские, итальянские и французские музыканты XVI — XVII вв.:
- Фуэнльяна,
- Мударра,
- Вальдеррабано,
- Амат,
- Сане,
- Фоскарини,
- Корбетта,
- Ронкалли,
- де Визе,
- Кампион и др.

Возвышение гитары начинается в XIX в. благодаря игре Карулли, Маттео Каркасси, Леньяни и др. в области гитарного искусства классической эпохи выдвинулись Джульяни, Сора и Агуадо — выдающиеся композиторы, исполнители и теоретики.
Продолжили их дело во Франции Наполеон Кост, в Италии — Мерц и Регонди; новые элементы внесли в технику игры также испанские гитаристы, близкие к народному творчеству — в том числе знаменитый Аркас.

И, наконец, Франциско Таррега, постигший технические и художественные задачи своего времени, посеял на ниве романтизма творческое зерно, плодам которого суждено было прорасти уже в современную эпоху.

В наши дни гитара вызывает восхищение самой требовательной публики и критики во всех странах. Престиж ее чрезвычайно высок благодаря энтузиазму, таланту, самоотверженности и, прежде всего, чудесному искусству знаменитых артистов.
Думается, это — кульминационный момент славы во всей истории нашего инструмента.

Из всех известных сегодня инструментов именно гитара, без сомнения, вызывает наибольшие эмоции; энтузиазм ее почитателей подчас граничит с фанатизмом.
Любители скрипки, виолончели, фортепиано, других инструментов прежде, чем начать играть или, по крайней мере, одновременно с этим изучают теорию музыки; гитарист-фанатик признает только игру на гитаре.
Он превращается в гитаромана — слушает только гитару, работает со своим инструментом так, будто в нем сосредоточена вся музыка мира...

К счастью, развитие системы образования повлияло-таки и на любителей гитары, внеся в эмоции элемент упорядочивания.
Современный гитарист положительно оценивает новую систему обучения. Он знает, что гитара, как и любой другой "серьезный" музыкальный инструмент, создана для выражения посредством музыки глубочайшего духовного мира человека, а раз так, значит, ему необходимо в первую очередь заняться своим развитием, образованием, как музыкальным, так и общим.

В самой бесхитростной интерпретации самого простого художественного произведения могут быть выражены все качества артиста. Безусловно, чтобы стать хорошим гитаристом, надо прежде всего быть хорошим музыкантом. А для этого, чем полнее музыкальный багаж, тем лучше.
Тот, кто хочет добиться настоящего исполнительского мастерства, должен не только глубоко изучить музыкальную грамоту, но и быть знакомым со школами и эстетическими тенденциями своего времени.

Занятия учащегося должны состоять из двух независимых друг от друга, но неразделимых частей.

Первая включает изучение теории музыки, сольфеджио, гармонии и анализа форм композиции, равно как изучение истории музыки, биографий великих мастеров, видов произведений; входят сюда также прослушивание симфонических концертов, хоровой музыки, выдающихся артистов и т. д.
Все это способствует обогащению общих музыкальных знаний.

Вторая часть включает все, что имеет отношение к главному объекту Школы — непосредственно к гитаре. Рациональными методами последовательно развиваются сила и беглость пальцев; посредством подготовительных упражнений, гамм, арпеджио, аккордов вырабатывается техника игры, необходимая для достижения совершенства исполнения.
Занимаясь внимательно, методично и систематически, ученик не только сумеет преодолеть трудности каждого данного упражнения, но и сможет в дальнейшем легко устранять подобные трудности в пьесах.

Начинающему я бы посоветовал в первую очередь научиться заниматься, так как именно правильные занятия являются секретом хорошей техники.
Ученик не должен работать, как автомат, следя лишь за часами.
Во время занятий необходимо постоянное и неослабное внимание. Учащийся должен всегда слушать свою игру, замечать ошибки и тут же исправлять их.

"Важно не время, которое тратится на учебу, а энергия, с которой занимаются. Качество занятий значительно важнее их количества. Три часа небрежной, поверхностной работы не стоят одного часа занятий добровольных, внимательных и осмысленных.
Почему необходимы регулярные занятия?
Если не заниматься несколько дней, то, когда приступаешь вновь к занятиям, в пальцах ощущаются тяжесть и неповоротливость, кроме того, уменьшаются выносливость и терпение.
Если же работать ежедневно, вхождение в форму совершается легко и быстро, мышцы более послушны и выносливы.
Даже великие артисты, несмотря на свою исключительную одаренность, для поддержания техники на высоком уровне ежедневно выполняют многочисленные и разнообразные упражнения"
(Леопольд Кик. Всем инструменталистам. Босворт и К°. Брюссель).

Обучение может преследовать различные цели: концертную деятельность, преподавание, аккомпанемент, сочинение для инструмента или просто удовольствие играть для себя. Каждая из этих целей предъявляет к занятиям особые требования.
Солист-виртуоз должен делать упор на практическую сторону подготовки.
Для преподавателя может быть достаточным наиболее полное овладение теорией и относительное — инструментом. Композитору, кроме законов композиции, необходимо знать физиологические возможности рук, звуки каждой струны, а также общие приемы игры на гитаре.

Тот, кто играет для собственного удовольствия, должен стремиться хорошо читать с листа; будучи старательным исполнителем, он может в меру своей техники достичь известного совершенства даже при исполнении произведений высшей трудности.

Из всех существующих на сегодняшний день учебных пособий для гитары лучшими являются Школы Сора и Агуадо.
Однако со времени их создания прошло более столетия, и хотя многие использованные в них педагогические установки и рабочие материалы сохранили свою ценность вплоть до настоящего момента, другая их часть устарела.

Прочие многочисленные методические руководства также могут принести некоторую пользу. Правда, во всех известных нам трудах такого рода наилучшим образом излагаются трудности, и при этом не хватает самого главного — описания искусства их преодоления.
Для того чтобы восполнить этот пробел, и была создана настоящая Школа, основанная на педагогических и исполнительских принципах Франциско Таррега, — которому этот труд и посвящается.




Другие статьи по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.


Copyright © mygitara.ru

Копирование материала с сайта только с разрешения администрации и наличии прямой обратной ссылки на сайт www.mygitara.ru