MyGitara

»  » » » Ф. Таррега - Глава I - Детство - Знакомство с музыкой

Ф. Таррега - Глава I - Детство - Знакомство с музыкой

автор: Guitar - 19 сентября 2009 - просмотров: 2858 - комментарии (0)    
  • 0

3. ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКОЙ


Валенсийская деревня всегда была деревней артистов. Среди людей этой полнокровной и отзывчивой расы всегда находили отклик изящные искусства. Подтверждение тому - имена Аустиаса Марга, Риберы, Луиса Милана, Маршина-и-Солера (Маршини-ло-Спаньуоло), Р. Эксилио; и такие как Соролья, Бенлиюр, Льорении, Бласло-и-Таньер, известные в нашем поколении; но деревенским искусством, общедоступным, - была музыка. Лирическим выражением “льеураора” (плакальщика) всегда была песня, а спутницей его - гитара.
От колыбели до могилы он проносил весь пыл своих увлечений в ритмах “альбах” и хот; и так с самых древнейших времен из поколения в поколение, из века в век, народ создавал свою лирику на простых струнах своего любимого инструмента. Может быть, переборы струн далекой гитары вечером у ручья под руками крестьянина или у решетки, перевитой побегами полевого можжевельника или звездочками жасмина, пробудили в маленьком Тарреге желание познать этот прекрасный инструмент, перед которым невозможно устоять, находя отклик в самых глубинах его существа, и он занял, наконец, важное место в его духовной жизни.

Отец, как настоящий валенсиец, увлекающийся искусством и, особенно, музыкой, поспешил познакомить мальчика с сольфеджио, чтобы затем он смог посещать уроки скрипки и фортепиано, каких бы лишений это не стоило семье. К этой любви к музыке добавлялось опасение, что сыну в борьбе за существование будет мешать офтальмия. Может быть в этой его озабоченности его поддерживал собственный опыт. Многих слепых валенийцев привлекала музыка.

Искусство - спонтанное выражение темпераментов этой горячей и плодородной земли, а музыка - идеальное прибежище, устраняющее лишние образы у остро чувствующих людей, лишенных чувства света. Так Валенсия дала таких талантливых музыкантов, как Родриго, Куэста; соперников других знаменитостей - Салинаса, Фуэнльяна, Насарре, Кабесона, гений которых продолжал звучать, несмотря на много прошедших веков и постоянно продолжающееся развитие музыки. Можно сказать, что для тех людей, у которых погасли чувства формы и цвета объектов внешнего мира, больше усилился свет, исходящий из души, на этот внутренний мир, куда не проникают другие сумерки, кроме сумерек вечной ночи!

В 1860 пианистом в кафе “Жемчужина” Кастельона был слепой музыкант среднего роста, худощавый, сухой, приятный в обращении и симпатичный, который всегда носил черный пиджак, белый жилет и кашне в красно-синий горошек; его звали Эухенио Руис. “Его репертуаром”, сообщает нам Энрике Рибес в своей книге “Картина обычаев Кастельоне”, был Королевский марш, Арагонская хота Тим Риего и Симфония Кампаноне. У него слишком выдавались вперед скулы, он всегда улыбался, как улыбаются японцы, как на радости, так и на горести жизни. Однако известно, что он руководил лучшей музыкальной академией города, в 1883 году выступал как органист. Если из-за слепоты было необходимо, ему помогал Д. Антонио Сориана. Первые уроки фортепиано маленькому Тарреге дал Эухенио Фугес.

Своим удивительным виртуозным исполнением на гитаре в районе в то время славился другой слепой - “Слепой с флота” (морской слепой). Об этом человеке, имя которого было Мануэль Гонсалес, нам рассказывает сам Рибес в названной книге: “Своим прозвищем он был обязан тому обстоятельству, что родился в приморском квартале того же средиземноморского города”. Кроме того сообщается, что этот человек не был полностью слепым, просто видел мало. Некоторое время он работал надзирателем Провинциального дома призрения, но будучи злейшим демагогом, с резкими манерами, строптивым и возмущающимся, он был вынужден оставить этот пост из-за того, что часто не подчинялся монахиням и из-за своих дерзких выходок. Из каприза он одевался вычурно, носил кольца, которые демонстрировал, играя на гитаре.
Из Кастильона он переехал в Мадрид, где играл на улицах и в кафе, и по словам того же Рибеса, “гитару ему носил поводырь, чтобы он сам не испортил кольца”.
Маленький Таррега (на симпатию и восхищение Мануэль отвечал отеческой любовью) добился, чтобы маэстро научил его секретам владения гитарой так, чтобы извлекать из нее звуки, составляющие очарование этого инструмента. У маленького ученика оказались хорошие способности, что удовлетворяло преподавателя.

Скоро репертуар был исчерпан, а у ученика появилось желание вместо игр на улицах больше расширить свое владение инструментом. Это стремление маленького артиста было замечено Д. Франсиско Эслоин Беленгера, имеющим бенефицит органиста в Санта-Мария Кастильон-де-ла-Плана, автором “Биографических критических записок” о Тарреге, опубликованных в августе 1918 г. За первыми инструкциями, полученными от “Морского слепого”, последовали советы кастильонца Д. Базилио Гинера, непререкаемого в гитаре авторитета; закончил его обучение затем в Барселоне знаменитый Хулиан Аркас. Это неточная информация, поскольку об этом периоде его жизни мало сведений.

Единственные достоверные сведения - это, кажется, то, что после того, как отец узнал о способностях мальчика к музыке, он почувствовал желание расширить его горизонты и попросил другого преподавателя - названного Эухенио Руиса, чтобы тот обучил мальчика сольфеджио и игре на фортепиано. Так началось музыкальное образование юноши, в котором свободная атмосфера улицы воспитала непокорный характер с решительными шутливыми выходками. И, увидев себя во власти стихии, чувствуя, что в ней он добьется успехов, равных тому плодородию, которое дает растениям его родины земля, он начал ковать свою судьбу с твердой волей и страстностью.




Другие статьи по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.


Copyright © mygitara.ru

Копирование материала с сайта только с разрешения администрации и наличии прямой обратной ссылки на сайт www.mygitara.ru