MyGitara



»  » » » Ф. Таррега - Глава III - Юность - В Мадридской консерватории

Ф. Таррега - Глава III - Юность - В Мадридской консерватории

автор: Guitar - 16 января 2010 - просмотров: 6112 - комментарии (0)    
  • 0

Когда Таррега поступил в королевскую консерваторию в 1874-75 гг., ему должно было исполниться 22 года, и уже 14 лет он занимался музыкой.

Для того, чтобы можно было посещать класс фортепиано дона Мигеля Эрнандо, ему пришлось поступить в класс сольфеджио дона Хосе Гаинса.

Отец композитора и библиотекарь этого учебного заведения дон Хулио Гомес был в те годы соучеником Тарреги. С восхищением он рассказывал, как Таррега, читая в дружеском кругу, нисколько не хвастаясь этим, уроки сольфеджио, в которых разные ключи создают трудности в транспонировании между началом и концом, с тем отличием, что начиная чтение в обратном направлении, не зная ошибок в интонации и размере.
Поэтому не удивительно, что в конце курса он получил премию по этому предмету.

Однажды до дона Эмилио Ариэтты, директора консерватории, дошли похвалы тех, кто слышал исполнение Тарреги на гитаре. Таррегу пригласили дать концерт в консерватории только для преподавателей.
Он с удовольствием согласился и воспользовался этой счастливой возможностью для показа неизвестных потенциалов инструмента, на котором он также сымпровизировал на предложенную ученой аудиторией тему, подобно тому, как это делали величайшие пианисты того времени.

Ариэтта и другие преподаватели остались в полном восхищении как от его превосходных музыкальных и артистических данных, так и от органических возможностей гитары. Они его поздравили и высказали сожаление, что артист не уделяет должного внимания гитаре, - ведь она его, наверняка, прославит, а жертвует свои способности фортепиано, в котором во всем мире много выдающихся исполнителей. Этот успех у собственных преподавателей дал Тарреге законное и самое большое удовлетворение за всю его музыкальную карьеру.

С периода 16 века для испанской гитары Мадрид был самой надежной цитаделью.
Начиная с Висенте Эспинеля и трактата об испанской и каталонской гитаре Амата, традиция гитары постоянно поддерживалась в Мадриде.
Португалец Веласко был придворным гитаристом Фелине III, учителем австрийского дона Хуана был Гаспар Санс, Франсиске Герау и Сантьяго-де-Мурсии платили жалование Фернандо VI и Карлос III, отец Базилио был учителем королевы Марии Луизы и принца де-ла-Пас; а также в этом списке те, кто заложили принципы современной гитары с простыми шестью струнами:
- Антонио Абреу,
- Фернандо Феррандьере,
- Федерико Морретти и
- Дионисио Агуадо.

В середине 19 века, несмотря на то, что фортепиано завоевывало все больше приверженцев, гитара пользовалась популярностью, идущей с древних времен, не уступая первенства в аккомпанементе песни.
Все мадридские салоны оспаривали честь друг у друга аплодировать Франсиско-де-Борка-Тапия, сопровождавшим на гитаре свои собственные песни; точно также аплодировали Хосе Леону, жившему в это же время и исполнявшему мелодии собственного сочинения под аккомпанемент гитары, мелодии свежие и грациозные. Хосе де Сьетра, оставивший из-за гитары юриспруденцию, сочинил трехактную оперу “Чудо”, впервые исполненную в Париже 4 июня 1853 г.

Кроме Понсоа-и-Себриана, Мариано Алонсо, Касты и Хугаса из школы Сора известны также Мариано Огоа, преподаватель королевы-регентши Марии Кристины Бурбон, матери Изабеллы II, и Висенте Франко, ученик Агуадо, переложивший для гитары некоторые эффекты Тальберга на фортепиано, в частности тремоло.

Наиболее уважаемыми среди испанских гитаристов того времени были имена:
- Тринидада Уэрты,
- Антонио Кано,
- Хуано Парги и
- Хулиана Аркаса.

В “Музыкальной газете” от 14 октября 1855 года сообщалось, что гитарист дон Антонио Кано, автор известных сочинений и превосходного Руководства, возвратился в Мадрид после успешных концертов в Лиссабоне.

Та же газета 28 октября того же года опубликовала другую новость.
В “Италии и народ” читали: “Знаменитый испанский гитарист Уэрта покончил жизнь выстрелом в сердце. Его труп найден на одной из малолюдных улиц в Ницце. Перед смертью он написал письмо, чтобы принадлежащие ему деньги отдали на благотворительные цели. Он должен был дать концерт в Ницце, были уже развешаны объявления”.

Так не в первый раз газеты сообщают о смерти Уэрты, чтобы потом его воскресить, и, возможно, сейчас происходит тоже самое.
Мы знаем, что недавно он дал концерты в некоторых испанских городах и не так давно он был в Эскуриале.
“И действительно, та же газета сообщала: “Знаменитый гитарист дон Франсиско Тринидад Уэрта, о смерти которого не так давно сообщала зарубежная газета, в настоящее время находится в Мадриде”.

Всего через несколько месяцев в газете от 30 марта 1856 г. была опубликована следующая хроника: “Во вторник 25 числа в салоне Консерватории состоялся утренний концерт знаменитого гитариста Уэрты, в котором в целях благотворительности приняли участие сеньоры Алаймо и Тилли, сеньоры Гальвани, Бенавентано, Суарес и Падилья.
Сеньор Уэрта, если высказать без прикрас наше мнение, нас не удивил, как ожидалось, исполнением пьес программы. Мания превратить гитару в концертный инструмент и заставить ее выражать идеи, для которых у нее нет достаточных и соответствующих выразительных средств, послужила причиной забвения, которое продлится еще долго, если не удастся спасти ее и сохранить на соответствующем месте среди обширной семьи инструментов, если мы будем писать для нее в соответствии с ее действительной природой и естественными средствами выражения. Публика была многочисленная, артистов наградили аплодисментами”.

По поводу этого комментария та же газета 6 апреля опубликовала письмо дона Антонио Кано директору газеты со следующим текстом: “Увидев, что говорилось о гитаре в 13-м номере музыкальной газеты по поводу концерта, данного сеньором Уэртой в салоне Консерватории и, особенно, потому, что мнение критиков, хорошо знающих гитару, абсолютно противоположно мнению, высказанному газетой, я обязан сообщить вашему критику, что мания превратить гитару в концертный инструмент несомненно идет от мании интеллигентной публики с энтузиазмом аплодировать концертантам и восхищаться красотой инструмента, который к нашему стыду, больше оценен в других странах, где его не обременяет никакое испанское чувство.
И, если бы интеллигенция музыкального мира не аплодировала в Париже и в других странах выдающемуся Сору, он бы не впал в манию заставить себя послушать в филармонических кругах, манию, в которой участвовали те, кто за ним последовали и кому также аплодировали, и кто сделал из гитары концертный инструмент, достойный завладеть вниманием избранной публики, если артист может извлечь из гитары скрытые в ней резервы.
Причину забвения, в которое впала гитара, по мнению автора статьи /что очень далеко от правды/, и из которого она якобы не выйдет, если не будут писать для нее в соответствии с ее природой, мы также отрицаем, потому что для этого критик должен прежде всего исследовать все написанные ранее сочинения и те, которые пишутся в настоящее время; и, если он найдет их несоответствующими выразительным средствам и характеру гитары, пусть нам укажет на эти сочинения, что, конечно, оценят все гитаристы, а также искренне Ваш - Антонио Кано”.

Тем более несомненный успех Тарреги был важен для него, что концерт был дан в том же зале консерватории и перед теми же уважаемыми маэстро.




Другие статьи по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.


Copyright © mygitara.ru

Копирование материала с сайта только с разрешения администрации и наличии прямой обратной ссылки на сайт www.mygitara.ru